Путевые заметки. День 41-47.

Утром 41-го дня путешествия мой поезд, следующий по маршруту Пекин — Чэнду, спустя 30 часов пути прибыл на центральный вокзал города Чэнду. Чэнду, вопреки моим ожиданиям, оказался огромным мегаполисом с населением 8 миллионов человек (60 миллионов вместе с пригородом). Погода отличная, +28 градусов и светит солнце. В отличие от Пекина воздух чист и видно небо.
Город Чэнду — региональный центр провинции Сичуань, известен своей самой острой кухней в Китае, самым большим заповедником панд в мире, своими чайными домами и тем, что именно здесь впервые в мире начали печатать бумажные деньги.
Каждый раз когда я приезжаю в новый город я трачу достаточно много времени, чтобы найти свой хостел. Даже наличие GPS навигации в телефоне не всегда помогает оперативно соориентироваться на местности. Этот раз не стал исключением и бродил с двумя рюкзаками на плечах по окрестностям станции метро Wenshu Monastery около часа пока случайно не обнаружил нескольких ребят европейской внешности, которые толпились у входа в хостел.

Провинция Сичуань

Ну вот я наконец на месте, в хостеле mr. Panda Hostel, в городе Чэнду, провинции Сичуань, что находится в южной части Китая. Чэнду знаменит своей самой острой в Китае кухней, самым большим количеством панд в мире, своими чайными домами, тем, что именно в этом городе начали впервые в мире выпускать бумажные банкноты.
Практически в полном безмолвии я провел последние 30 часов пути, поэтому ближайшие два часа мы с моими соседями по хостелу болтали обо всем подряд без остановки. Так я познакомился с мексиканкой Ренатой. И утром следующего дня мы вместе отправились в знаменитый заповедник по поддержанию популяции панд.
Панды — очень милые плюшевые животные, но чтобы застать их в состоянии бодрствования нам пришлось встать в 5 утра и приехать в заповедник к открытию. Утром панды наиболее активны. Точнее говоря, утром на протяжении нескольких часов они не спят: играют, жуют бамбук. Все остальное время эти ленивые животные проводят распластавшись кверху пузом на ветках деревьев.
Каково же было наше удивление, когда войдя в заповедник мы потратили около часа в поисках хотя бы одной панды, но не нашли ничего. Лишь в закрытых вольерах можно было сквозь стекло наблюдать за новорожденными детенышами.
Китайцы повсюду. С каждой минутой в заповедник прибывало по несколько сотен таких же искателей панд как мы. Панд мы в результате нашли. Для меня это одни из самых любимых животных. Просто наблюдая за ними наполняешься позитивом. Но огромное количество китайских туристов немного портит общее впечатление от посещения заповедника. Несколькими днями спустя, китайское правительство ограничит количество посетителей заповедника в день до 20000 человек. Так как в дни национальных праздников, которые наступают в Китае 1 октября и продолжаются одну неделю, количество посетителей заповедника панд возрастает до 40000. Панды не выдерживают такого внимания, у них случается стресс и они перестают размножаться. Так что мне повезло, что я попал в парк всего за пару дней до введения ограничения на количество посетителей. Думаю теперь попасть в парк будет значительно сложнее.

Ночевка в горах в тибетской деревне Zehava

В провинции Сичуань в мои планы так же входила поездка в национальный парк Дзайджайгоу, который находится в 10 часах езды к северу от города Чэнду. Рената вернулась из Джайджайгоу пару дней назад и рассказала мне множество трюков, которые можно провернуть при поездке в парк, посоветовала хостел где остановиться и подробно объяснила как добраться до места своим ходом, не прибегая к помощи турагенств.
Весь 43-й день путешествия я снова провел в автобусе по дороге в город Джайджайгоу. Движение сумасшедшее. Водитель автобуса практически не съезжал со встречной полосы все 10 часов пути, и все 10 часов пути он не переставал сигналить. Сигналят в Сичуане все и всегда. Перед тем как пойти на обгон, перед глухим поворотом, здороваются клаксоном с другими водителями иногда просто сигналят без особой на то причины. Засыпать в автобусе не просто, рев клаксона раздается в среднем каждые 30 секунд.
Город Джайджагоу находится у подножья гор, которые дают начало Гималаям. Дословно Джайджагоу переводится с китайского как «Долина девяти деревень». Собственно, сам парк Джайджайгой находится в долине в горах, на высоте около 2000-3000 тысяч метров. Неподалеку от города находится один из самых высокогорных аэропортов в мире. Взлетно-посадочная полоса на высоте 3500 метров.
Приехал. Низкая облачность, льет дождь, холодно. После +28 градусов в Чэнду, здесь у подножья гор всего около +10. По традиции в новом городе я снова потратил на поиск хостела около часа. Хостел интересный. По сути — это отель. Но на крыше отеля построены небольшие каморки, в которых и располагается хостел. Чувствуешь себя Карлосоном =)
Предвкушая очереди за входными билетами утром, я отправился покупать билеты в парк вечером сразу после заселения в хостел. Рената подсказала мне, что билеты довольно дорогие и чтобы сэкономить на входе можно пройти по студенческому тарифу, показав на кассе студенческую карту или какую-либо другую карточку, на которой есть твое фото и имя. Я воспользовался российским водительским удостоверением, но хитрые сотрудницы на кассе, посовещавшись, раскусили меня. Пришлось платить полный прайс — 310 юаней (~ 2000 рублей).
Несмотря на плохую погоду, я принял решение, что раз уж я купил билет за полную стоимость, я пойду в горы с ночевкой и проведу в парке не один, а два дня.
Девушка на рецепшн подсказала мне, что сегодня в хостел должен заселиться еще один парень из России и она заселит нас в один номер. Так я познакомился с Андреем.
Андрей — первый русский, которого я встретил в Китае за 2 недели путешествия. Он приехал довольно поздно вечером, так как из-за непогоды высокогорный аэропорт не принимал рейсы и его самолет приземлился в Чэнду. Я поделился с ним своими планами провести в парке минимум 2 дня, заночевав в одной из тибетских деревушек. Андрею идея понравилась и он ее поддержал.
В 7 часов утра следующего дня мы уже ехали в автобусе, который должен был забросить нас на самую высокую точку парка (около 3200 м). Погода сегодня значительно лучше чем вчера. По крайней мере, нет дождя. Хотя по прежнему очень холодно и пасмурно. Это не помешало нам исследовать половину парка за день. Мы быстро сообразили, что перемещаясь на автобусах по территории заповедника увидим только толпы туристов и на одной из остановок оставили автобус и выдвинулись в глубь заповедника. Описывать здешние красоты текстом бессмысленно. Фотографии и видео скажут намного больше. Скажу лишь, что национальный парк Джайдзайгоу — одно из самых красивых мест на планете, которые я видел. И еще: Дзайджайгоу — единственное место, где китайцы не курят. Совсем. Курение здесь строго запрещено и никто, вообще никто из многотысячной армии китайских туристов не был замечен мной курящим за два дня проведенных в парке.
За пару часов до наступления темноты мы начали предпринимать попытки найти какое-нибудь жилье на эту ночь. Судя по туристической карте нам оставалось всего 500 метров до места назначения. Эти 500 метров в гору с рюкзаками давались очень тяжело. И вот уже мы идем минут 20, но на горизонте нет ничего похожего на деревню. Навстречу нам едут автобусы, вывозящие последних туристов из парка. Посоветовавшись с Андреем и взглянув на GPS, понимаем, что похоже мы идем не в том направлении. Хотя по моему внутреннему компасу мы были практически на месте. Развернулись и прибавили ходу. Спустя час начало темнеть. Ночевать посреди джунглей очень не хотелось, да и не было у нас с собой ни палатки, ни спальников. Взяв тайм-аут на размышления что же делать дальше внезапно обнаруживаю, что на туристической карте, которую я купил на входе в заповедник, внимание (!) север и юг перепутаны местами. То есть, последний час мы шли в противоположном направлении от деревни вниз по склону. И изначально направление было выбрано верное. Мы не дошли до деревни каких-то 500 метров.
Смеркалось. Я не переставал вспоминать добрыми словами разработчиков туристической карты, у которой наверху юг, а снизу север и уже начал унывать, понимая, что до деревни своим ходом нам уже не добраться. Все автобусы двигались только по направлению к выходу. Решили автостопить. Хотя на территории национального парка назвать это автостопом сложно. Я видел нескольких китайцев на дороге, которые пытались сделать то же самое, но тщетно. Все автомобили по направлению к вершине горы проезжали мимо.
Нам с Андреем повезло. Мы поймали первый же автобус в сторону вершины. Водитель не задавал лишних вопросов. Хотя думаю, он все понимал. Официально парк уже закрыт, а он везет нас в противоположном от выхода направлении.
В сумерках ищем хоть кого-нибудь живого в тибетсткой деревне Zehava Village. Жестами показываем, что нам нужно переночевать. Организация ночевки не заняла больше 15 минут. Я даже немного поторговался, но больше для вида. Потому что выбора у нас уже особого не было и мы бы остались здесь за любые деньги.
В стоимость проживания входил ужин и завтрак. Мы отлично провели время в компании нескольких китайцев и тибетцев, попивая рисовую водку и поедая ужин, полностью приготовленный из продуктов, которые жители деревни выращивают у себя в огородах.
Ночью было очень холодно. Обогревателей в доме нет. Спали в одежде под двумя одеялами и все равно замерзли. Предполагаю, что ночью температура опустилась градусов до 5 тепла. Утром следующего дня нам удалось застать популярный заповедник, до того как в него попадут первые туристы. Погода разгулялась. И если вчера я был укутан в термобелье, флису и куртку, то сегодня мы загорали в одних майках и боялись обгореть под лучами высокогорного солнца. За два дня трекинга прошли около 30 километров. Ноги ватные, спина тоже с непривычки устала от рюкзака. Но наполнившие нас эмоции от этого похода слихвой перекрывали все эти приземленные чувства.
Вечером, вернувшись в наш хостел в городе у подножья гор, я дал небольшой концерт на гитаре в лобби бара. Собралось человек 20. Полностью интернациональный коллектив. Было весело. Я вдруг понял, что могу сыграть всего с десяток песен на английском. И когда запас иссяк, на бис мы пропели весь плей лист еще по два раза.

Встреча со Стивеном и Фабианом в Чэнду

Весь следующий день я провел в дороге обратно из Джайджайгоу в Чэнду. Послезавтра в Китае начинаются национальные праздники, посвященные Дню Образования КНР, которые продлятся целую неделю. Если верить путеводителям и отзывам туристов, то в эту неделю не стоить планировать никаких серьезных активностей. Лучше просто взять недельку отдыха и никуда не высовываться. Для меня это был очередной челлендж. Хотелось почувствовать какова на самом деле популяция Китая и я, конечно, запланировал очередную поездку в довольно популярное местечко — Лешань. В Лешане находится одна из самых больших в мире статуй Будды (70 метров в высоту), высеченная из скалы около 1000 лет назад.
Идею поддержали мои Пекинские знакомые Стивен и Фабиан, которые должны прилететь в Чэнду завтра утром.
Сухой остаток: встретились, потратили час чтобы войти в здание автовокзала, потом еще час чтобы купить билеты, потом еще полтора часа стоя в душной очереди на посадку в автобус. Обычно дорога до Лешаня занимает около 2-х часов. С учетом трафика на дорогах в первый день национальных праздников — 4 часа. Нетрудно посчитать, что чтобы увидеть Будду только на одну дорогу в 150 километров, нем потребуется убить практически сутки. Конечно мы никуда не поехали. Сдали билет и решили, что этот последний день в Чэнду мы посвятим празднованию нашей встречи. Это было правильным решением =) После стресса в давках и очередях в первый день китайских каникул нам требовался отрыв на всю катушку. Это была одна из лучших вечеринок за всю поездку, которая началась в 7 вечера и закончилась в 3 утра. Я буду вспоминать этот день, проведенный в компании этих отличных ребят.

В путешествии постоянно знакомишься с новыми людьми. Это очень интересный опыт. Кто-то путешествует так же как ты, кто-то учится здесь, кто-то работает. Как правило в основном молодежь. Им всем примерно по 25, но к этому возрасту у многих уже такой бекграунд за плечами. Есть о чем поговорить. Все очень открытые, дружелюбные и готовы прийти на помощь. Когда я говорю все — это не означает все. Все — это 9 из 10.
Так, например, накануне своего отъезда из Чэнду в Янгшо я обнаружил, что все недорогие варианты размещения в городе уже забронированы. Но стоило мне только об этом упомянуть, как один парень — Вальтер, который живет в соседнем городе Гуйлинь, схватил телефон и начал писать своим знакомым в Янгшо, чтобы они разместили меня у себя =)
Позднее, с моим приездом в Янгшо, выяснится, что меня никто тут не ждал. Все требуют официальную бронь, которой у меня не было. Но при упоминании Вальтера, девушка на рецепш хостела заулыбается и предложит мне переночевать в соседнем здании вместе с персоналом хостела, а на следующий день выделит отдельный номер в хостеле.
Это не единственный случай, когда я пускаю часть, вроде бы важных в моменте задач, на самотек. И каждый раз случается какое-то приключение. Поначалу это немного страшно. Но потом понимаешь, что именно в эти моменты начинаются настоящие приключения.

Не пустили в метро

Утро следующего дня. Я спешу на южный железнодорожный вокзал города Чэнду, чтобы прыгнуть в поезд, который забросит меня на самый юг Китая, ближе к границе с Вьетнамом. Большая часть кафе, магазинов и торговых центров закрыто из-за праздников. Количество полиции и военных на улице увеличилось в десятки раз. Возможно еще и потому что, несколько дней назад в соседнем городе Куймине сепаратисты на железнодорожной станции метро зарезали ножами несколько десятков ни чем неповинных граждан. Для того чтобы войти в метро в Китае нужно пройти через серьезный досмотр безопасности: металлоискатель, сканер багажа и жидкостей. И вот я спускаюсь в метро, с двумя рюкзаками. Я уже десяток раз делал то же самое, но в этот раз полицейские настойчиво просят меня пройти дополнительную проверку безопасности. Я на английском пытаюсь объяснить, что у меня поезд через два часа и я немного тороплюсь. На дополнительной проверке выясняется, что помимо ножа, ножниц и других запрещенных колюще-режащих принадлежностей у меня в сумке имеется спрей-репеллент от москитов. На ножи полицейские закрывают глаза, а со спреем вход в метро запрещен. Я говорю, я уже тысячу раз ездил с этим спреем и все было в порядке. Почему именно когда я опаздываю на поезд они так настойчиво не хотят пускать меня в метро. Говорю, что мол наверняка у каждой второй китаянки в сумке лежат духи или дезодорант и они проходят без проблем. Чтобы не терять времени, полицейские просто предложили мне выбросить реппелент и восрользоваться метро. Но выбрасывать репеллент не входило в мои планы. Это был не простой реппелент. Я потратил много времени, чтобы найти и купить его в Москве. Я не делал прививок перед отправлением в страны с малярией и другими болезнями, которые переносят москиты, поэтому внимательно выбирал свое единственное средство защиты от них. Один мой знакомый, который жил пару лет в Гвинее посоветовал мне этот реппелент. Содержание активного вещества против комаров (ДЭТА) в этом спрее более 50%. В обычных реппелентах всего 10%-20%.
В общем я просто вышел из метро на улицу, переложил все запрещенные к провозу вещи в карманы штанов, вошел через другой вход в подземку, обошел на глазах полицейских металлоискатель, просканировал оба рюкзака на проверке безопасности и успешно добрался до вокзала.
Так что, несмотря на всю серьезность полицейских и их огромное количество в Китае, вероятность того, что кто-то пронесет пистолет или нож в метро и снова устроит кровавую бойню сохраняется. А вообще, по внутренним ощущениям, в Китае намного безопаснее себя чувствуешь, чем в России.